В своей стихии (8 вариантов дизайна ванных комнат)

Вряд ли кто-то возразит против утверждения, что самая лучшая и роскошная ванна — это море. В городских квартирах моря не бывает, но зато никогда не иссякают океан фантазии талантливых архитекторов, декораторов и наше собственное воображение. Владимир Кузьмин создает иллюзию набегающей волны с помощью бетона и мозаичной плитки.

Пол, стены и купель перетекают друг в друга, соединенные плавными переходами, — возникает видимость единой, непрерывной плоскости, усиленная тем, что все поверхности покрыты одним и тем же облицовочным материалом — мозаикой. Именно благодаря мелкому формату тессер удалось достичь эффекта струящегося пластичного «вещества» — волны. Однако для воплощения в жизнь впечатляющей иллюзии пришлось преодолеть реальные технологические трудности. Квартира, в которой находится эта ванная, расположена в старом доме. Создавать излишнюю нагрузку на деревянные перекрытия было опасно, поэтому придумали оригинальную металлическую конструкцию. Ее прикрепили на кронштейнах к несущей кирпичной стене толщиной 1 м. Теперь основная нагрузка приходится именно на продольную стену ванной, а не на балочные перекрытия.
Старые пожелтевшие газеты, фотографии советских кинозвезд, празднично-алые ящики из-под бутылок кока-колы — оказывается, этого достаточно, чтобы сделать интерьер ванной ярким и запоминающимся. Хозяйка поставила перед архитекторами простую задачу: перекрасить стены и привести в порядок съемную квартиру. Но им это показалось скучным. Профессионалы умеют даже малыми средствами создать интересное артистичное пространство. Если отвлечься от декоративных приемов, можно сказать, что комната решена в почти монохромной гамме: белая сантехника, незамысловатый серый пол и голубовато-серые стены, выложенные керамической плиткой. Прикройте листком бумаги оклеенную газетами стену, фриз из фотографий и огненные ящики — и станет очевидна мощная сила декораторской алхимии. Без этих пряных добавок интерьера просто не существует. Он никакой — унылое место для отправления естественных потребностей. Благодаря выдумке и иронии ванная комната превращается в некий параллельный мир, наполненный радостью и позитивной энергией.
Верный своей любви к эклектике Игорь Утешев в оформлении ванной комнаты смешал этнику и классику. Потолок сделан в виде шатрового свода и покрашен в густой терракотовый цвет. Потолочный светильник и бра над зеркалом усиливают тему восточной экзотики, так же как вязь растительных узоров на раме зеркала и фронтальной поверхности подстолья. Она похожа на каменную резьбу, хотя на самом деле это керамические декоры. Классической же традиции соответствуют цвет, пропорции и формы. Керамика изысканного сливочного оттенка (ею облицованы стены, пол, ванна и подстолье) напоминает мрамор. А круглая раковина стала отправной точкой торжественной симметричной композиции. Очень проста и вместе с тем элегантна форма обрамления встроенной ванны. Его фасад не доходит до пола почти по всей длине купели, точки опоры — только по краям. Получается, что ванна стоит на ножках, и поэтому она выглядит легче и благороднее. И еще одна интересная деталь конструкции: ванну от унитаза отделяет невысокая перегородка, напоминающая изголовье кровати.
Минимализм в строгом смысле означает не просто отсутствие декора, минимум мебели, но и особое внимание к материалам и фактурам, пространству и свету. Подобные интерьеры часто оказываются недешевыми — большие пространства безупречно отделаны качественными материалами. Этот проект соответствует строгому понятию минимализма. В просторную комнату естественный свет попадает через раздвижные двери (из спальни) и стеклянную перегородку с встроенным аквариумом (из кабинета). На стенах — серая штукатурка, имитирующая бетон; полы и ванна облицованы серовато-голубой мозаикой. В такой монохромной гамме вспыхивает кобальтом стеклянная чаша раковины, светится «теплая» древесина встроенного шкафа. В минимализме мебель часто играет архитектурную роль. Так, огромный шкаф словно разрезан поперек стеной и сам визуально воспринимается как стена, отделяющая кабинет и ванную от спальни.
Застройщики трансформировали многие стандарты жилья в соответствии с изменившимися ожиданиями покупателей. Квартиры стали больше, имеют свободную планировку, гостевые санузлы… Но некоторые «предрассудки» советского строительства до сих пор сохраняются. Один из них — отсутствие окна в ванной комнате. Естественный свет, чистая вода и свежий воздух — такие блага мы учимся ценить все больше. (Кстати, окно — лучший способ обеспечить отличную вентиляцию во влажном помещении.) Эта ванная комната находится в загородном доме. Ванна расположена непосредственно под окном. Купание здесь — подлинное наслаждение и отдых. Этого результата удалось достичь средствами архитектуры и декоративными приемами. В ванну не просто забираются, а торжественно восходят по ступеням. Шелковая прозрачная ткань (за ней в качестве второго слоя висит непромокаемая шторка), ниспадает эффектно, как театральный занавес.

Хозяйская ванная — небольших размеров (5,2 м2) и к тому же неправильной формы (купель стоит под углом 135°). Однако после тщательной работы над планировкой здесь удалось разместить все необходимое. Более того, автор не побоялась придать не слишком просторной комнате все признаки парадного помещения: широкий лепной карниз, большое зеркало в золоченой резной раме, постеры Тулуз-Лотрека, широкий нарядный комод с мраморной столешницей, в которую врезана овальная раковина… Комод, стоящий поперек комнаты от стены до стены, был изготовлен на заказ A. M. Design (Россия). Он очень вместителен и заменяет шкафы и полки. За закрытыми дверцами — аккуратно уложенные банные полотенца, в ящиках — необходимые мелочи.

Нарядно выглядят стены, окрашенные до середины. Эта ванная — удачный пример использования активного цвета. Фактически он здесь играет главную декоративную роль. Автор нашла редкий и очень красивый глубокий тон морской волны (Benjamin Moore, США). Во «влажной» зоне — непосредственно вокруг ванны — стены выложены керамической плиткой. Белая керамика выбрана, чтобы усилить звучание сложного оттенка стен, при этом сочетание гладкой и фактурной, с кружевным узором плитки позволяет избежать однообразия.

При виде этой ванной комнаты не возникает сомнений в «половой принадлежности» интерьера. «Мужской характер» выдают напряженное контрастное сочетание белого и коричневого, элегантная простота и графичность очертаний сантехники, мебели, светильников. И конечно, мужской интерьер по определению не может быть статичным, вялым, расслабленным. Динамичность пространству придают горизонтальные керамические бордюры разной ширины, расположенные на стенах на разных расстояниях друг от друга. Им вторит дизайнерский полотенцесушитель из нержавейки. Ритм определяется постоянным чередованием темного и светлого: пол цвета слоновой кости и коричневый подиум, консоль под венге и сверкающая фаянсом раковина, белый потолок и темный прямоугольник светильника. Между ванной и спальней — широкие раздвижные двери. Раскладка на стекле перекликается с темными горизонталями на белых стенах.

Борьба с недостатком солнечного света в этой новосибирской квартире велась с помощью цвета. В гостиной наступал оранжевый, а в ванной противостояли серости красный, желтый и синий. Синий натяжной потолок, красная перегородка, желтоватый фон, белая ванна — цвета словно взяты с картины Мондриана. Кстати, отличный способ подобрать цветовую гамму для интерьера — подсмотреть ее на полотне любимого мастера.

Хозяйка работает в рекламном бизнесе, увлекается искусством, много путешествует. Тон всему интерьеру задали подобранные ею вещи, в частности абстрактная картина, висящая над ванной по дизайну Филиппа Старка, или шторка из пестрых пластиковых бус 60-х гг. ХХ в., купленных по случаю в Лондоне. Последние «работают» как разделитель между ванной и гардеробной — неожиданный и забавный. Пребывание в комнате можно сравнить с путешествием. Здесь много диковинных штучек, создающих атмосферу легкости, обыкновенного чуда. Есть «кривые» зеркала, гирлянда из разноцветных лампочек. «Отбит» край у каменной столешницы умывального столика, окантованного металлом с заклепками, а у самого подиума — рваный край…