Утепление и закрытая разработка

Если в качестве прогонов используются рельсы, то их соединяют металлическими планками на болтах. Поперек прогонов укладываются поперечины из бревен толщиной 12-16 мм на расстоянии 0,8-1,0 м друг от друга. Расстояние между поперечинами определяется их толщиной (тонкие укладываются с меньшими промежутками) и материалом настила (тес, хворост, жерди и др.). Поперечины соединяются с прогонами скобами.

На поперечины укладывается настил, образующий сплошное основание для слоя засыпки. В качестве теплоизоляционного материала используются опилки, солома, шлак, фрезерный торф и др. Теплоизоляционный слой имеет различную толщину, определяемую в зависимости от климатических условий и качества материала.

Толщина слоя, например, опилок колеблется в пределах 30-50 см, а в центральных и южных районах страны — 15 — 30 см. Поверх теплоизоляционного слоя насыпается слой земли толщиной 5-10 см для предохранения засыпки от сдувания ветрами.

По всему периметру тепляка (кроме передней стороны) производится тщательная подсыпка землей для предупреждения образования сквозняков под тепляком, что приводит к промерзанию глины в целике. Вокруг тепляка устраиваются водоотводная канава и ограждение.

При секционной разработке тепляки располагают рядом, с разрывом между ними до 3 ж. В таком случае для всех тепляков секций устраивают общее ограждение и водоотводные канавы.

Передняя (лобовая) стенка тепляков делается утепленной, с двойной обшивкой и засыпкой слоя утеплителя толщиной 15 см (опилками или шлаком).

В передней утепленной стенке устраивается проезд для вагонеток с дверями, открывающимися в сторону движения вагонеток. Для лучшего сохранения тепла в тепляке к передней стенке пристраивается тамбур, боковыми стенками которого являются откосы целика, верхом — настил из теса или обаполов с теплоизоляционным слоем, как и над основным тепляком и дверями.