Муфты

Крестовая муфта состоит из двух полумуфт с прямоугольными пазами и среднего диска с крестообразно расположенными выступами. Муфта допускает радиальное (параллельное) и весьма небольшое угловое смещение валов за счет скольжения среднего диска в пазах полумуфт. Шарнирные муфты применяют для соединения валов, расположенных под углом, причем этот угол во время работы может изменяться.

Подвижные муфты, компенсирующие относительные смещения валов упругой податливостью элементов, называются упругими.

Эти муфты не требуют смазки и уменьшают динамические нагрузки в машине.

Существует большое количество типов упругих муфт.

Сцепные соединительные муфты в зависимости от характера сил, вызывающих сцепление между ведущими и ведомыми элементами, могут быть подразделены на кулачковые (зубчатые), фрикционные, электромагнитные (порошковые и жидкостные) и гидравлические. Кулачковая муфта состоит из двух полумуфт, имеющих на торцах кулачки (выступы).

Одна из полумуфт, неподвижная, жестко закрепляется на одном из валов.

Вторая, подвижная, полумуфта насажена на втором валу на шпонках или на шлицах.

Соединение валов достигается сцеплением кулачков обеих полумуфт. Аналогичную конструкцию имеют зубчатые муфты, в которых полумуфты выполняют в виде шестерен с одинаковым числом зубьев, одна из полумуфт имеет внутренние зубцы, а другая — наружные.

В остальном устройство и работа этих муфт не отличаются от кулачковых.

Фрикционные муфты обеспечивают возможность плавного соединения ведущего вала с ведомым, при резких перегрузках эти муфты пробуксовывают, предохраняя от поломки нагруженные детали.

Эти муфты могут применяться при частых выключениях приводов и поэтому получили широкое распространение во многих отраслях машиностроения и в том числе в дорожных машинах, автомобилях и тракторах.