Механизированная разработка

При больших морозах талая глина примерзает к ковшам и цепи, что затрудняет нормальную работу экскаваторов; Для предупреждения обмерзания ковшей и цепи рекомендуется их периодически смазывать 2-3 раза за смену керосином, отработанными смазочными маслами, соляровым маслом и др. Нельзя производить «выпаливание» стрелы, т. е. обогревать ее на открытых кострах для очистки от намерзшей глины. Это приводит, к преждевременному износу стрелы.

С этой целью применяется электрообогрев стрелы и лотка, по которому передвигаются ковши с глиной при подходе к бункеру.

При этом достигается частичное размораживание мерзлых кусков глины и уменьшается возможность обмерзания ковшей и цепи. Стрела и кабина экскаватора обшиваются кожухом из фанеры с подбивкой войлоком для защиты от заноса их снегом и частичного утепления.

В кабине могут быть установлены временные отопительные приборы. При разработке мощных карьеров (например, на киевских заводах) работа экскаватора дополняется работой скребков Коморного (в начале зимы при промерзании глины на глубину не более 5-7 см или всю зиму при незначительных морозах).

В таких карьерах всегда1 необходимо иметь в резерве утепленные участки глины мощностью 6-7 м для разработки только экскаватором, заготовлять глину с лета в конусы или иметь жесткие тепляки на период, сильных морозов. Одноковшовые экскаваторы более надежны для работы в зимних условиях, чем многоковшовые, хотя производительность их зимой также снижается на 30-40%. Используются они обычно для работы с верхним черпанием, что является их недостатком, так как при нахождении экскаватора внизу забоя затрудняется откатка глины и его передвижение в распутицу.

Незначительное промерзание глины не отражается на их работе.

При большом промерзании нельзя снимать промерзший слой ковшом экскаватора. В таких случаях рекомендуется применить взрывание или электрообогрев глины.